Денис Жеребятьев
«Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь»
В.А.Грингмут
Грингмут Владимир Андреевич (3 марта1851, Москва – 28. Сентября 1907, Москва) – представитель старинного славянского рода из Прусской Силезии, действительный статский советник, организатор и руководитель Русской Монархической партии (РМП), публицист, главный редактор газеты «Московские ведомости», филолог, историк, искусствовед.
Происхождение
Владимир Андреевич родился в Москве в семье обрусевших немцев — доктора Христиана Виллибальда Генриха Грингмута (Андрея Ивановича Грингмута), преподавателя классической филологии в Бреславльском университете в Силезии, и Берты Петровны фон-Соколовской, дочери директора Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Дед В.А.Грингмута по линии отца был бургомистром города Лигнице.
В начале 1840-х годов семья А.И.Гринмута вместе с тремя детьми переезжает в Москву по приглашению попечителя московского учебного округа графа С.Г. Строганова. В Москве глава семейства работает вначале воспитателем детей графа, а после — преподавателем древних и новых языков в одном из пансионатов мужской гимназии Цима и в женском пансионе Брок.
Молодые годы
О молодых годах Владимира Андреевича известно немного. С детства родители обучали детей Владимира, Дмитрия и Генриэтту русскому, немецкому и французскому языкам, помимо этого — латынь, древнегреческий и английский.
Поскольку дети получили только домашнее образование и не окончили гимназию или городское училище, то с поступлением в высшее учебное заведение были некоторые сложности. Известно, что несмотря на хорошее домашнее образование из-за отсутствия аттестата В.А. Грингмут смог поступить в Московский университет в 1866 г. только вольным слушателем по классическому отделению. В 1870 г. он выдержал экзамен в испытательном комитете Московского учебного округа и получил диплом на звание учителя по классическим языкам. В этом же году умирает его отец Андрей Иванович Грингмут.
В Московском университете Владимир Грингмут познакомился с профессором римской литературы П.М. Леонтьевым, который помог юноше поступить на работу младшим тьютором в Лицей Цесаревича Николая. Так начинается преподавательская деятельность Владимира Андреевича.
Публицистикой Владимир Грингмут начал заниматься с 1871 года, когда в изданиях М.Н.Каткова «Московские ведомости» и «Русский вестник» были опубликованы его выборки из немецких журналов о состоянии образования в Германии. С 1874 г. он является преподавателем женской классической гимназии С.Н.Фишер по древним и новым языкам. В ней он работает до 1894 г., совмещая работу с преподаванием в Лицее Цесаревича Николая в должности старшего преподавателя. Вместе с ним в гимназии С.Н. Фишер с начала 1870-х годов учится его сестра Генриэтта Андреевна Грингмут. После получения аттестата она остается там же преподавать новые языки.
В 1875 г. Владимир Андреевич венчался в церкви Св. Георгия Победоносца на Всполье с Любовью Дмитриевной Змиевой, дворянкой Рязанской губернии. Вскоре после бракосочетания Владимир Андреевич принял русское подданство и православие. Протоиерей И.И. Восторгов пишет: «Он уверовал в Православную Церковь, и вместе с тем он уверовал и в Россию, в русский народ, в его мировое призвание, в его вселенское значение, ибо призвание, значение и смысл бытия русского народа, его особливой русской и своеобразной государственности, его положение среди других народов мира — все это определяется именно его православием. Он полюбил Россию и русский народ, его историю, его быт, его душу, его государственный строй, его будущее — и России в порыве целожизненного самоотвержения и самоотречения он отдал весь труд своей жизни».
Жена В.А. Грингмута была искренней и сердечной религиозной русской женщиной, которая повлияла на мировоззрение бывшего лютеранина, а также на будущие политические взгляды своего мужа. В счастливом браке Грингмутов родились четыре дочери — Людмила, Надежда, Екатерина и Ольга. Из сборника «Исторические записки о 40-летии женской классической гимназии С.Н. Фишер» мы узнаем, что все дочери Владимира Андреевича в разное время обучались в той гимназии, где долгое время работал их отец и тётя Генриэтта Андреевна — на момент выхода юбилейного сборника в 1912 г. она числится среди преподавательниц.
В 1887 г. В.А.Грингмут становится первым помощником С.А. Петровского, нового главного редактора старейшей в России газеты «Московские ведомости», которая издавалась с 1756 по 1917 гг.. Как пишет известный московский журналист и репортер того времени В.А. Гиляровский «В начале моей литературной работы в Москве прочных старых газет было только две. «Московские ведомости» были правительственной газетой, обеспеченной обязательными казенными объявлениями, которые давали огромный доход арендатору их, но расходились они около трех-четырех тысяч, и это было выгодно издателю, потому что каждый лишний подписчик является убытком: печать и бумага дороже стоили. Газету выписывали только учреждения и некоторые отставные сановники, а частных подписчиков у нее никогда почти не было, да и было тогда не модно, даже неприлично, читать «Московские ведомости». На редактора газеты М.Н. Каткова либеральные газеты и петербургские юмористические журналы, где цензура была насчет его слабее, положительно «вешали собак» за его ретроградство. Чтобы поднять планку издательства, В.А. Грингмут почти ежедневно готовил в «Московских ведомостях» передовые статьи, вел еженедельную рубрику «Вопросы русской жизни», продолжая традицию «Русского обозрения», публиковал статьи по вопросам театра и искусства, проблемам образования и внутренней политики, заметки о школе, писал для рубрики «Памяти почивших». Вместе с Владимиром Андреевичем поступает работать в редакцию и его брат Дмитрий.
В 1890 г. в Москве начал издаваться журнал «Русское обозрение». Среди его сотрудников с самого начала оказался В.А.Грингмут, которому были поручены отделы «Текущие вопросы международной политики» и «Летопись современной беллетристики». В 1894—1896 гг. он вел один из главных отделов издания «Современные вопросы». В.А. Грингмут не прекращал сотрудничать с «Русским вестником», «Календарем Лицея Цесаревича Николая» и др. изданиями.
Публицистическая деятельность и работа в издательстве нередко требовала от журналиста не только хорошо владеть словом и убеждать читателей, но и убедительно отбиваться от конкурентов. Известны случаи даже воинственной переписки между «Московскими ведомостями», политическим и литературным журналом-газетой «Гражданин», издаваемый князем Мещерским и газетой «Новое время», которые подтрунивали над авторами газеты за общественные и политические взгляды монархического толка, обвиняли издательство в службе еврейским интересам, указывая на то, что большинство сотрудников издательства евреи, которые проповедуют со страниц газеты православие и патриотизм, не будучи русскими по происхождению. Владимиру Андреевичу не раз приходилось писать со страниц газеты о своем немецком происхождении, а главному редактору С.А. Петровскому давать разъяснение о национальном происхождении других сотрудников редакции.
1 января 1894 г. Владимир Грингмут был повышен с должности старшего преподавателя до директора Лицея Цесаревича Николая. Им были установлены дни, в которые все ученики должны были собираться в храме лицея для общей молитвы. По приглашению В.А. Грингмута 22 февраля 1895 г. в Лицей прибыл протоиерей Иоанн Кронштадтский, который с того дня и до 1905 г. ежегодно служил в лицейском храме. Неудивительно, что Лицей стал «кузницей монархических кадров»: многие его выпускники стали лидерами правых союзов и организаций. В разное время его закончили граф В. Ф. Доррер, князь А.Н. Лобанов-Ростовский, будущий обер-прокурор Св. Синода А.Н. Волжин, С.А. Володимеров. Среди выпускников лицея, с которым Владимир Александрович Грингмут поддерживал теплые отношения и вел переписку, был Сергей Владимирович Симанский (будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий).
Владимир Андреевич увлекался историей античности, в особенности историей Египта, Карфагена и Римской империи. Он состоял членом-корреспондентом Московского археологического общества, участвовал в трудах восточной комиссии общества, был известен как специалист по Древнему Египту. В фонде писем корреспондентов В.А. Грингмута хранится его собственное сочинение «О семейном быте древних египтян», с которым он выступал в качестве докладчика в Восточной комиссии Московского археологического общества. Знание истории древности помогало ему проводить в изданиях и в своих выступлениях интересные и понятные определенному кругу читателей и слушателей исторические параллели, затрагивать животрепещущие вопросы.
Занимаясь преподаванием древних и новых языков в лицеях и гимназиях, В.А. Гринмут в 1893 и 1894 гг. подготовил к печати брошюры, ориентированные на обучение в женских классических гимназиях. Это были издания «Троянки» Эврипида в женской классической гимназии» и ««Ифигения в Авлиде» Эврипида в женской классической гимназии». Издания были посвящены событиям из античной трагедии Эврипида 407 года до н. э., Ифигении, старшей дочери героя Троянской войны аргосского царя Агамемнона и его жены Клитемнестры, и мотивам женского самопожертвования в трагедиях Еврипида. Эти брошюры, а также другие труды Владимира Грингмута имели хождение в женских духовных училищах и семинариях, в том числе в Скорбященском монастыре, где в начале XX века было открыто первое в Москве высшее духовное училище для женщин.
Публикации члена «Общества любителей духовного просвещения» В.А. Грингмута о вопросах создания национального христианского образования в традиционном русском духе, женском образовании, включая женское духовное образование были известны в среде преподавателей высших богословских курсов для женщин, докторов богословия. В.А. Грингмут выдвинул идею покрыть Россию сетью Кирилле-Мефодиевских школ (низших, средних и высших), которые в научном отношении не уступали европейским, но были бы образцами религиозно-нравственного, русского национального воспитания. Помимо публицистики он пробовал себя и как беллетрист — написал комедию и несколько рассказов.
В 1896 г. Особое совещание издательства приняло решение передать газету «Московские ведомости» В.А. Грингмуту. Император Николай II начертал на представлении Особого совещания от 17 апреля 1896 г.: «Очень рад этому выбору».
Над поддержанием актуальности информации в редакции журнала работал целый штат корреспондентов, снабжавших главного редактора слухами разной степени достоверности из среды высшего общества. Среди корреспондентов редакции стоит выделить петербургского корреспондента «Московских ведомостей» Д.М. Бодиско и московского корреспондента Н.А. Муромцеву.
В 1896 г. скончался сотрудник редакции «Московских ведомостей», литературный критик Юрий Николаевич Говоруха-Отрок, хороший друг Владимира Грингмута. На его кончину откликнулись практически все крупные периодические издания: «Новое время», «Русский вестник», «Русское слово», «Русские ведомости», а также некоторые зарубежные – «Figaro», «La Verité». Ю.Н.Говоруха-Отрок был похоронен в Москве в Скорбященском женском монастыре. Через два года по подписке друзей и редакции были собраны деньги на установку памятника на его могиле. Эскиз памятника был выполнен другом Говорухи-Отрока, известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Сам памятник был выполнен в мастерской Василия Ивановича Орлова.
Владимир Андреевич Грингмут состоял почетным или действительным членом почти всех славянских обществ, членом Общества любителей духовного просвещения, членом Московского общества любителей художеств, не раз писал заметки про современные европейские тенденции в искусстве «Враги живописи», критикуя импрессионизм. По случаю столетнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина он составил и прочитал в заседании Общества любителей российской словесности памятный доклад-адрес от имени нескольких московских изданий.
Во время работы в издательстве «Московских ведомостей» и в гимназии, как пишет С.Ю. Витте, Владимир Грингмут находился в особой дружбе с директором Международного банка Ротштейном и пользовался его финансовой помощью. Часть полученных от меценатов денег шли на поддержание издательства и на социальные проекты. Известно, что В.А. Грингмут был постоянным жертвователем на нужды японской миссии и состоял в длительной переписке с архиепископом Японским Св. Николаем.
В 1904 г. начались смуты и революции — по стране прокатилась серия стачек рабочих на фабриках, заводах, железной дороге. Это было связано с финансовыми трудностями и тяжелыми условиями работы, усугубившимися в годы русско-японской войны. Серия еврейских погромов, грабежи дворянских поместий и барских усадеб, массовые акции неповиновения властям, усилившиеся после событий кровавого воскресения 5 января 1905 г. Как пишет в своих воспоминаниях С.Ю. Витте, редактор газеты В.А. Грингмут смог сплотить разрозненные до той поры московские патриотические организации и основать «Союз русского народа». Затем со страниц «Московских ведомостей» он объявил войну авторам Манифеста 17 октября 1905 г. — либералам, социалистам-революционерам, в том числе еврейским революционерам, которые, по его мнению, принимали активное участие в этих событиях.
Не будучи лишен чувства юмора, В.А. Грингмут, говоря о революции, цитирует стихи Б.Н. Алмазова 1860-х годов:
Чиновники, семинаристы,
Кадеты, дамы, гимназисты,
Квартальные, профессора,
Грудные дети, фельдшера,
Просвирни, даже генералы,
Все поступило в либералы,
И всякий взяточник орал:
«Я прогрессист, я либерал!»
В это время со страниц газеты выходят резкие статьи против 17 октября и всех законов, вытекающих из этого акта. С.Ю. Витте требует от министра внутренних дел П.Н.Дурново принятия энергичных мер против «Московских ведомостей», чтобы в отношении правых революционеров, во главе которых стоял В.А. Грингмут, применялись те же самые меры, которые применялись по отношению к революционерам левым.
Владимиру Грингмуту как представителю официального новостного рупора власти и правых сил было предоставлено право обратиться с речью к Государю 1 декабря 1905 г. во время Высочайшего приема семи депутаций от правых организаций в Царском Селе. На следующий день был опубликован рескрипт Государя на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором говорилось о Высочайшем намерении привлекать облеченных доверием народа людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законов. Эти два документа и подвигли В.А. Грингмута к активной политической деятельности.
Важнейшей задачей было создание новых местных отделов Монархической партии и укрепление уже существовавших. С этой целью Грингмут совершал частые поездки по губернским и уездным городам, где выступал перед единомышленниками. Он посетил Нижний Новгород, Калугу, Коломну, Иваново-Вознесенск, Смоленск, Зарайск и другие города, трижды был в Твери и Рязани.
Как пишет исследователь, историк Вадим Андрюхин: «Вопреки расхожему образу, рисовавшего полуграмотного лавочника с бутылкой самогона в одной руке и с топором в другой, православно-патриотическим движением руководили люди, которые зачастую составляли цвет тогдашнего общества и являлись гордостью России. Назову лишь некоторые имена. Редактор самой авторитетной газеты России «Новое время» Александр Суворин, знаменитые историки Дмитрий Иловайский и Николай Лихачёв, филолог профессор Борис Никольский, художники Константин Маковский, Николай Рерих, Аполлон Майков и Виктор Васнецов, священнослужители — известный миссионер архимандрит Арсений, протоиерей Иоанн Восторгов, протоиерей святой Иоанн Кронштадтский, будущий патриарх-мученик Тихон (Белавин). А если взять политических деятелей, то в первую очередь стоит назвать Владимира Пуришкевича, Василия Шульгина, Николая Маркова, чьи яркие зажигательные патриотические речи в стенах Государственной Думы невольно вызывали гром аплодисментов даже в рядах врагов-либералов!»
В 1906–1908 гг. черносотенцы были самым массовым общественно-политическим движением России, самой крупной организацией был Союз Русского Народа. По подсчетам Департамента полиции черносотенцев в это время насчитывалось около 500 тыс. чел. Сами черносотенцы числили в своих рядах до трех миллионов.
Владимир Андреевич Грингмут писал: «Почетно ли это название – «чёрная сотня»? Да, очень почетно. Первыми поднявшими знамя «За Веру, Царя и Отечество» были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена звался «чернью», «чёрными людьми»… Нижегородская чёрная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными царю русскими боярами. Все они были настоящими черносотенцами, и все они стали, как и нынешние черносотенцы-монархисты, на защиту православного монарха, самодержавного царя».
Вместе с тем Грингмут стремился воспрепятствовать тенденции превращения черносотенных организаций в типичные политические партии, занимающиеся главным образом выборами в Государственную Думу. Он считал, что у черносотенного движения есть более высокие и вечные цели — национальное и религиозно-нравственное возрождение русского народа.
Для достижения цели нужно было работать сразу в нескольких направлениях: духовного и нравственного просвещения, переубеждения противников — либералов и революционеров без применения насилия в вопросах модели государственного управления, отношения к первой российской конституции. В публикациях и выступлениях затрагиваются темы образования в школах, училищах и гимназиях, женское образование, создание национальных русских школ для нравственного воспитания граждан, выстраивание национальной политики для проживания граждан с разными обычаями и вероисповеданиями, обсуждаются вопросы участия интеллигенции в революции 1905 г., еврейских революционеров и возможного западного финансирования революционных событий. Осенью 1906 г. В.А. Грингмут печатает официальную программу «Руководство черносотенца-монархиста». В систематизированной и доступной для простого человека форме вождь монархистов давал ответы на все важнейшие социально-политические вопросы современности.
Грингмут предпринимал попытки создания образцовой русской национальной школы. По его инициативе в декабре 1906 г. были созданы особые школьные комиссии при отделах Союза Русского Народа, а с 1 сентября 1907 планировалось открыть в Москве 1-й класс Кирилло-Мефодиевской гимназии.
Слова С.Ю. Витте министру внутренних дел П.Н. Дурново спустя некоторое время возымели свое действие. Издательская деятельность В.А. Грингмута и активная борьба со своими противниками — либералами, революционерами, в том числе евреями, привели к привлечению к суду по обвинению в «возбуждении вражды одной части населения против другой». В изданиях программы партии, в отдельных новостных статьях «Русский и еврейский элемент в нашей революции» 1906 г.» евреи числились в списке «внутренних врагов», мешающих достижению целей. В то время волна еврейских погромов, захлестнувших Россию, пошла на убыль и в массовых грабежах были обвинены члены Союза Русского Народа.
Как пишут исследователи, еврейский вопрос стоял у этого движения особым пунктом, а среди либеральной публики и революционных террористов действительно было много евреев. Мнения по тому, как решить этот вопрос — оставить ли черту еврейской оседлости, нужно ли равноправие и к чему это приведет — разнились. Однако, ряд историков сходится во мнении, что ни один из известных громких еврейских погромов не был организован монархическими партиями. Возможно то, что В.А. Грингмут во всех изданиях ограничивался только жесткой критикой без призыва к насилию (разрешалось действовать только мирными, законными средствами и монархической пропагандой) и стало одной из причин, по которой эти публикации не имели последствий, и в рамках судебного процесса он был оправдан.
Как пишет ряд исследователей, нередко погромы того времени, такие как как кишинёвский погром 1903 г., возникали не по причине расовой ненависти к евреям, а из-за того, что сферы влияния на рынках города не могли поделить между собой еврейские и молдавские лавочники. Причем жертвы были с обеих сторон. Духовенство, входившее в Союз Русского Народа, нередко осуждало подобные действия (митрополит Антоний Волынский и другие). Что же касается остальных погромов, то они, по словам историка В.Андрюхина, приходились главным образом на годы первой русской революции, когда в стране фактически шла малая гражданская война, и разные тёмные элементы, главным образом уголовные, занимались грабежом и убийствами, зачастую прикрываясь громкими политическими лозунгами, включая и «монархические призывы»…
В 1907 г. В.А. Грингмуту, который продолжил деятельность после судебного процесса, удалось установить контакт с представителями антисоциалистических движений Франции и Швейцарии с целью дискредитации социалистических идей. В августе 1907 г. он подготовил доклад «О международной борьбе против революции и социализма» и начал деятельно готовиться к проведению международных противосоциалистических конгрессов, которые планировалось провести сначала в Париже, а затем в Берлине и Москве.
В 1907 г. накануне своей поездки по городам России для встречи с единомышленниками В.А. Грингмут заболел, но вопреки совету врача решил поехать в Рязань. Вернувшись, он слег с воспалением легких. 28 сентября 1907 г. Владимир Андреевич Грингмут умер.
В двадцатый день после кончины В.А.Грингмута заупокойную литургию в храме Скорбященского монастыря отслужил его хороший друг – ректор Тульской Духовной семинарии архимандрит Алексий Симанский, будущий Патриарх Московский и всея Руси, который приехал из Тулы специально для этого.
В день рождения В.А. Грингмута в 1909 г. протоиерей И.И. Восторгов совершил панихиду на могиле покойного журналиста в Скорбященском монастыре.
В 1910 г. коллеги из издательства и Союз Русского Народа поставили надгробный крест-памятник на могиле действительного статского советника Владимира Андреевича Грингмута, русского политического деятеля, историка и публициста. Крест был установлен напротив кладбищенского храма Трех Святителей неподалеку от надгробия Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, который также был похоронен на территории Скорбященского монастыря.
Памятник Грингмуту создал знаменитый русский художник Виктор Васнецов, состоявший в Союзе Русского Народа. Он же ранее создал надгробный памятник для Юрия Николаевич Говорухи-Отрока. На памятнике были высечены предсмертные слова Грингмута: «Православные русские люди, собирайтесь, объединяйтесь, молитесь». Созданный Виктором Васнецовым на могиле Грингмута В.А. памятник имеет сходство с сооружённым на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича на Сенатской площади в Кремле, который был освящён 2 апреля 1908 г. После революции 1917 г. и крест, и могила были уничтожены.
Надгробие В.А.Грингмута по рисунку Виктора Васнецова на кладбище Скорбященского монастыря
После смерти Владимира Андреевича Грингмута идея создания сети Кирилло-Мефодиевских школ (низших, средних и высших), которые в научном отношении не уступали бы европейским, но были бы образцами религиозно-нравственного, русского национального воспитания не получила широкого распространения. Но все-таки CРН в Петербурге и Одесский Союз Русских Людей открыли собственные гимназии, а в Москве были созданы 2 двухклассные церковно-приходские школы, одна из которых, носила имя Грингмута. Его имя было присвоено и Церковно-учительским курсам, открытым 8 сент. 1911 в московском Высоко-Петровском монастыре.
После 1917 г. судьба многих членов монархической партии оказалась трагической. Многие погибли в годы большевистского террора, кое-кому удалось бежать за границу. После революции сведения о семье Грингмута теряются. Известна очень скупая информация о месте захоронения одной из дочерей Владимира Андреевича Надежды Владимировны Грингмут, которая была замужем за итальянцем Карло Бёклин, на российском некрополе на кладбище Аллори во Флоренции в Италии. Предположительно вся семья В.А. Гринмута эмигрировала после Октябрьской революции.
Список литературы
https://imwerden.de/pdf/talalay_rossijsky_nekropol_v_italii_2014.pdf
https://ru-history.livejournal.com/4885961.html
https://www.delonn.ru/post/view?id=2338
Текст создан кандидатом исторических наук (МГУ) Денисом Жеребятьевым благодаря поддержке фонда Президентских грантов