500 лет истории Нового Сущево. Истоки реки Неглинной. Василий Блаженный на берегу Васильевского пруда

Денис Жеребятьев

500 лет истории Нового Сущево.

Истоки реки Неглинной.

Василий Блаженный на берегу Васильевского пруда

Известия о селе Сущёво (Сущево, Сухощаво, Сущово, Сущёвское) мы получаем из старинных карт и планов Москвы, из памятников археологии второй половины XIII – XVI веков, из карт топографии и урочищ Москвы до 1389 г. и других документов.  Село Сущёво издревле, еще с XII — XIII веков, находилось на правом берегу реки Неглинной, вдоль начала дороги на город Дмитров.

Рельеф местности Сущёво при движении к центру Москвы в сторону Петровских ворот, к деревянным стенам Москвы, был холмистым, с понижением в сторону центра, он был изрезан ручьями, прудами и родниками. Заболоченная пересеченная местность бассейна Неглинки с прудами и притоками долгое время не была удобна для плотной жилой застройки. Летом маловодные речки нередко пересыхали, что и дало название местности «Сущ» или «Сущево», «Сущово», «Сухощаво» или «Сущёвское», обозначающее сухую или засушливую местность с иссохшими растениями.

План ландшафта Москвы при зарождении с обозначением урочищ и селений XIIXIII вв.

Ручьи и небольшие речки впадали в речку Неглинную «самотёком», беря начало из прудов с родниками: отсюда происходит еще один топоним этих мест, встречающийся в названиях четырех Самотёчных переулков, Самотёчной улицы,  Самотёчной площади и бульвара. Самотёкой когда-то называлась и сама река Неглинка в верхнем течении. Левый её приток – река Напрудная (Рыбная) – впадал в Неглинку в низине примерно в месте  пересечения нынешней Делегатской улицы с  Самотёчным бульваром.

Великий князь Московский Юрий Дмитриевич (слева). Великий князь Московский Дмитрий Юрьевич Шемяка (справа). Великий князь Московский Василий II

Первое официальное упоминание в исторических документах села Сущёво можно встретить в духовной грамоте 1433 г. князя Галицкого, Звенигородского и Великого князя Московского Юрия Дмитриевича: «А из Московских сел даю сыну своему Дмитрею… селце, что у города, Сущевьское…». Речь идет о сыне князя Дмитрии Юрьевиче Шемяке. В ходе междоусобных войн за московский престол между князьями Дмитрием Шемякой и Василием II маленькое село часто выгорало. Именно здесь творился так называемый «Шемякин суд» над пленными, ставший в народной памяти синонимом скорой и несправедливой расправы.

Согласно исследованиям памятников археологии второй половины XIII – XVI веков на территории Москвы с 1462 г. и данных письменных источников, в местности Сущёво можно идентифицировать большое количество захоронений, грунтовых могильников при храмах и монастырских некрополях. Археологи находят клады, зарытые людьми в те времена. Все это говорит об активной хозяйственной деятельности на данной местности и о неспокойном характере того времени.

Памятники археологии второй половины XIIIXVI веков на территории Москвы

В результате междоусобных войн за московский престол село Сущёво переходит к князю Василию II (Темному), который лишился зрения в ходе военных действий. В своем завещании сыну в 1461 г. Василий Темный записал: «А сына своего Ондрея благословляю, даю ему… у Москвы село Сущевъское и з дворы з городскими, что к нему потягли». Судя по последним словам о городских дворах, село Сущёво вошло в состав города.

Недалеко от села Сущево в верхнем течении Неглинной в XVI в. на окраине Сущевских земель у границ Троицкой и Мещанской слобод на холме располагался древний мужской Воздвиженский Божедомский монастырь, от которого вся эта местность получила название Божедомки. При монастыре находился странноприимный дом (убогий дом) для бездомных, обездоленных и обиженных жизнью людей, которые находили там приют. На территории монастыря располагался некрополь, куда свозили для погребения никому не известных умерших странников, а также тех, кто умер насильственной смертью. При большом стечении народа этих людей отпевали и хоронили. Происходило это дважды в году — в седьмую неделю после Пасхи, в канун Троицы и на Покров. Участвовать в погребении «убогих» покойников считалось благочестивым делом — в допетровскую эпоху на весеннем отпевании присутствовали Царь и Патриарх.

После междоусобных войн и позднее монастырь сильно разросся. В XVI в. в монастыре строится церковь святого мученика Иоанна Воина (Воздвижения Креста Господня) на Убогих домах. В летописных источниках в 1539 г. она упоминается как деревянный соборный храм Крестовоздвиженского мужского Божедомского монастыря.

Фрагмент плана Москвы А.Хотеева 1852 г. (слева). Каменная церковь святого мученика Иоанна Воина (Воздвижения Креста Господня) бывшего Крестовоздвиженского мужского Божедомского монастыря (справа)

Среди постояльцев мужского Воздвиженского Божедомского монастыря стоит особо упомянуть святого Василия Блаженного (1468 – 1557 гг.), почитавшегося чудотворцем еще при жизни. Он с большой долей вероятности мог находить здесь приют в странноприимном доме. Василий Блаженный в те годы нес духовное служение проповедника милосердия и обличителя неправды По преданию конца XVI в., Василий Блаженный уединялся от городской суеты в роще напротив водоёма притока реки Неглинки. Здесь он молился и принимал посещавших его людей. Пруд, возле которого он часто бывал, в народе получил название «Васильевский пруд».

Иконы святого Василия Блаженного. Монашеский скит в лесу (справа)

В XVI в. на окраине села Сущёво строится деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В одном из крупных пожаров в середине XVI в. она сгорает вместе с частью деревянной застройки. Об этом пожаре 1547 г. сообщает Воскресенская летопись, говоря о Крестовоздвиженском монастыре, с которого и начался пожар. Как говорится в летописи и житии Василия Блаженного, «пришёл он в монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове, и стал здесь усильно плакать». В тот день Москва не поняла, о чём плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня в Воздвиженском монастыре загорелась деревянная церковь, и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре». После пожара Крестовоздвиженский монастырь был восстановлен. Церковь Рождества Иоанна Предтечи восстанавливать не стали.

Во времена правления Бориса Годунова, в конце XVI века при строительстве Белого города появляется рынок, который звался «На трубе» или на Трубной площади. Он находился за внешней стороной стен Белого города, на пересечении реки Неглинки с улицами Рождественка и Неглинная и Цветным, Петровским и Рождественским бульваром. На рынок приходили жители окрестных слобод, в том числе с Сущёво. Там торговали главным образом брёвнами, досками и срубами. Летом площадь часто представляла собой непроходимое болото, а зимой здесь устраивались масленичные катальные горы и организовывались кулачные бои.

Карта монастырей и слобод Москвы XVII в.

В первой половине XVII в. по указу царя разросшиеся ремесленные слободские поселения начинают переносить за черту перенаселенного Земляного города. Это положило начало «чёрным» тягловым (платившим подать в казну) слободам, на которых строилась система налогообложения, в том числе и Сущёвской слободе. К этому времени село Сущёвское немного разрослось. Появились Старая и Новая Сущёвская слобода, в 1632 г. насчитывающая 21 двор, что было совсем не мало по тем временам для небольшого поселения.

Подобным образом появлялись другие слободы, соседние с Сущевской. На земли, прилегающие к Новой Сущевской слободе, из старой Воротнической слободы в Земляном городе переселили воротников. Это были служилые люди «пушкарского чина», которые несли государеву караульную службу у въездных ворот Кремля, Китай-города, а также Белого и Земляного города. В результате образовалась Новая Воротниковская (или Воротническая)  военная слобода.

Каменная церковь Пимена Великого в Новых Воротниках кон.XIX в.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская, что в Сущёве до 1812 г

В 1625 г. жители слободы строят новую церковь во имя Николая Чудотворца в 70 саженях от того места, где прежде располагалась сгоревшая церковь Рождества Иоанна Предтечи. В конце XVII в. эта церковь известна как церковь Иконы Божией Матери Казанская, что в Сущёве.

Около 1672 года была построена новая деревянная церковь святого Пимена с главным Троицким престолом, в точности повторявшая старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии Нововоротниковского переулка. В 1691 году деревянная церковь сгорела. В 1696—1702 годах по благословению патриарха Адриана был выстроен новый каменный храм, который в те времена стоял на берегу большого пруда.

В 1685 году от забытой после службы свечи сгорает соборная деревянная церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня Воздвиженского Божедомского монастыря. Каменный храм отстраивается заново в 1693 г. Чуть позднее по решению властей в 1732 г. «Убогий дом» при храме св. Иоанна Воина был переведен за городскую черту и монастырь был упразднён.

В 1694 г на средства московского купца И.Ф.Викторова в Новом Сущёво был заложен храм Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство шло два года. Согласно архивным данным, Тихвинская церковь имела древние образа. Храмовая икона, «Тихвинская икона Божьей Матери», была написана придворным живописцем в период возведения храма в 1695 году, о чем свидетельствует надпись: «7203 года 11 марта сей образ писал Великих государей уставщик Феодот Феофанович сын Ухтомский в новопостроенную церковь во имя Пресвятыя Богородицы, что по конец Сущевской слободы, по обещанию Сретенского Собора».

Судя по этому упоминанию, росписи в храме принадлежат придворным живописцам: «Древние образа храма, похожие на те, которые в иконостасе Успенского собора по личным крестам, по колориту и фигурам: Симеона Богоприимца, Иоанна Крестителя, Св. Ап. Андрея Первозванного, Свящ. Муч. Власия». Феодот Феофанов Ухтомский — мастер, работавший в традициях изографов Оружейной палаты. Позднее он стал священником одной из московских церквей.

В 1710 году вместо деревянного храма был возведен каменный с приделом во имя Андрея Первозванного. Храм был запечатлен на исторической гравюре голландского путешественника Корнелиса де Брюйна, который рисовал Москву с Воробьевых гор в 1702 году. На рисунке изображены храм и колокольня. Чуть позже, в 1710 г. с северной стороны храма был сооружен придел Святого Апостола Андрея Первозванного. В XVII – XVIII веках Сущевская улица становится главной дорогой к Сущевской слободе, а церковь Тихвинской иконы Божией Материи – ее центральным храмом.

Жители слободы в конце XVII в. помимо основных своих занятий, держали огороды и вели торговлю, занимались рыбной ловлей на прудах реки Неглинки и промыслами. Жители «черных» слобод вместе с купечеством составляли основу налогоплательщиков. Право торговать имели и жители военных слобод.

В конце ХVII века сущёвские слободы оказались в окружении следующих слобод: Тверской Ямской, Новой Воротнической, Новой (Новодмитровской), Троицкой, Мещанской, Напрудной, Переяславской Ямской, Марьинской и Бутырской. К этому времени организация ремесленных слобод, на которых строилась система налогообложения, утратила свое значение, казна перешла к взиманию подушного налога, и слободское административное деление было упразднено.

К началу XVIII вв. в Сущёво по берегам на возвышенностях начинают обустраиваться небольшие пригородные деревянные загородные дома, типовые по своему внешнему облику, с плодовыми садами и огородами. Вокруг располагались рощи, огороды, запруды с мельницами и рыбные пруды. Новое Сущёво вошло в территорию Москвы после устройства Камер-Колежского вала в 1740-е гг. Появляются усадьбы Вадковских, Скавронских и других известных дворянских фамилий. Память об усадьбе Вадковских сохранилась в названии одноименного переулка, отходящего от Тихвинской улицы.

 

Список литературы

  1. http://www.hram-pimena.ru/hist-okr/histokrest.html
  2. http://www.hram-pimena.ru/hist-okr/histokrest2.html
  3. https://www.tihvinka13.ru/istoriya-hrama

Текст создан кандидатом исторических наук (МГУ) Денисом Жеребятьевым благодаря поддержке фонда Президентских грантов